Размер шрифта: А А А
Цвет сайта:
Изображения: Вкл. Выкл.
Версия для слабовидящих Обычная версия
«Современная семья: права и обязанности детей и родителей. Поиск равновесия»
Любой человек на земле обладает своими правами и обязанностями.
Права родителей, права детей. Эти слова звучат настолько часто, то большая часть людей уже просто-напросто не обращает на них никакого внимания. И лишь считанные единицы знают, в чем же заключаются эти загадочные права и обязанности детей и родителей. Однако очень часто именно этих знаний не хватает именно тогда, когда они очень нужны. Права детей провозглашены в Конвенции о правах ребенка, которая принята 20 ноября 1989 года на заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Первоначальные сведения о своих правах ребенок получает в семье, затем к правовому воспитанию подключается государство. Согласно Семейному кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей. Именно родители отвечают за воспитание и образование детей, именно на родителях лежит ответственность за здоровье, духовное и нравственное развитие ребенка.
Рассмотрим правовые отношения между родителями и детьми.
Все права и обязанности родителей и детей принято подразделять на две основные группы: имущественные и личные.
• Права родителей по отношению к ребенку
Права родителей обладают целым рядом особенностей. И самой главной из них является срочность. У прав родителей существует строго определенный срок, который в нашей стране равняется восемнадцати годам. То есть права родителей имеют свою силу только до тех пор, пока ребенок не достиг совершеннолетнего возраста. Помимо этого, родительские права могут прекращаться досрочно также в том случае, если несовершеннолетний ребенок вступает в брак, либо приобретает полную дееспособность до достижения совершеннолетнего возраста. Все такие случаи строго оговорены в законодательстве.
Все родительские права предоставляются обоим родителя в равной степени – как матери, так и отцу. Причем совершенно не важно, вместе ли проживают родители, или отдельно. До тех пор, пока один из родителей в судебном порядке не лишен родительских прав, он имеет полное право на принятие участия в воспитательном процесса ребенка.
• Право дать ребенку имя, фамилии и отчество
Все родители имеют право самостоятельно выбирать для своего ребенка имя, фамилию и отчество ребенка, в соответствии с нормами Семейного кодекса Российской Федерации. Имя ребенку родители имеют право дать абсолютно любое, и органы ЗАГСА будут обязаны зарегистрировать его, фамилия ребенку дается либо материнская, либо отцовская, если они разные. В том же случае, если родителям не удается достичь единодушия в данном вопросе, помочь в разрешении конфликтной ситуации могут органы опеки и попечительства. Они постараются найти компромиссный вариант, который устроит обе стороны. Ну и, наконец, отчество в случае установленного отцовства дается на основании имени отца, а в том случае, если мать является одинокой – отчество записывается со слов матери.
• Право сменить ребенку имя и фамилию
В том случае, если по каким – либо причинам родители решат сменить имя своему ребенку, не достигшему шестнадцатилетнего возраста, они должны обратиться с совместным заявлением в органы ЗАГСА, а также опеки и попечительства с просьбой о разрешении смены имени. То же самое касается и ситуаций, в которых родители, носящие разные фамилии, хотят сменить существующую фамилию ребенка на фамилию другого родителя. Кстати говоря, если ребенку уже исполнилось десять лет, то, помимо разрешения органов опеки и попечительства им понадобится согласие самого ребенка. Чаще всего органы опеки и попечительства принимают решение о разрешении смены фамилии и имени ребенку:
1. Изменение по каким – либо причинам фамилии родителей ребенка.
2. Усыновление ребенка либо же, напротив, отмена усыновления.
3. Развод родителей либо признание брака недействительным в судебном порядке. Чаще всего. Практически во всех случаях, органы опеки и попечительства выносят решение о присвоении ребенку фамилии того родителя, с кем он фактически проживает.
4. Решение о разрешении сменить ребенку имя может выноситься в том случае, если ребенок фактически откликается и называет себя не тем именем, которое записано в его свидетельстве о рождении.
• Право защищать интересы своего ребенка
Все родители, за исключением лишенных родительских прав, имеют полное, ничем не ограниченное право на защиту интересов своего ребенка любыми законными способами. Именно родители являются официальными законными представителями интересов своих детей. Родители защищают права и интересы своего ребенка в любых взаимоотношениях, как с юридическими, так и с физическими лицами. Для этого родителям не нужны никакие специальные разрешения и полномочия – их дает государство в момент рождения крохи.
• Право на определение места жительства ребенка
Именно родители должны решать, что является лучшим для их ребенка. Это касается и того, где будет проживать ребенок. В том случае, если кто-либо из родственников – бабушки, дедушки, дяди или тети – вдруг решат, что ребенку будет лучше у них, родители имеют полное право потребовать возвращения ребенка. Более того – данное действие со стороны родственников является уголовно наказуемым. Однако не стоит также забывать и о том, что родственники ребенка вправе подать в суд иск о признании вас неспособными адекватно воспитывать своего ребенка и неспособными создать ему соответствующие условия. И в том случае, если им удастся убедить суд в этом, он может стать на их сторону.
• Право на самостоятельное воспитание
Право на самостоятельный выбор форм и методов воспитания также принадлежит родителям. Однако необходимо помнить о том, что воспитание ни в коей мере не должно вредить моральному и физическому здоровью ребенка, недопустимо унижать достоинство ребенка и нарушать его права и интересы. Право на самостоятельное воспитание ребенка достаточно интересное, так как носит обязательный характер, ведь именно родители обязаны заботиться о психическом здоровье ребенка, его воспитании, духовном развитии, образовании.
• Право на определение метода и места обучения ребенка
Родители имеют полное право самостоятельно принимать все решения, касающиеся вопроса образования ребенка и его форму получения. Ребенок может обучаться в том образовательном учреждении, которое выберут родители, или же находиться на домашнем обучении – главное, чтобы это не противоречило его интересам. Однако помните о том, что после того, как ребенок достигнет десятилетнего возраста, вам придется прислушиваться к его мнению, касающемуся вопроса его образования.
Права несовершеннолетних детей личного характера
Каждый ребенок, появляющийся на свет, автоматически приобретает ряд прав, которые ему положены по Российскому законодательству:
• Жизнь в семье
Любой ребенок имеет право на проживание и воспитание в семье, настолько, насколько это возможно. В том случае, если родители отказываются от своего ребенка, он получает право на заботу государства и на право быть усыновленным в приемную семью. Ведь как бы ни было хорошо в самом лучшем детском учреждении, оно не способно заменить ребенку ласку, заботу и любовь родных и близких людей.
То же самое справедливо и по отношению к тем случаям, когда проживание ребенка с родителями угрожает его благополучию, здоровью и даже жизни. В подобных случаях ребенок также в принудительном порядке изымается из семьи и помещается до решения суда в специализированное детское учреждение. Если родители изменят свое поведение и убедят суд в своей благонадежности, ребенок будет возвращен в семью, под строгий и тщательный контроль органов опеки и попечительства. Если суд сочтет, что родители по – прежнему представляют для ребенка опасность, они будут лишены родительских прав. Ребенок может оказаться под опекой кого-либо из благонадежных родственников, либо же получит право быть усыновленным в приемную семью.
• Право на общение с родственниками
Ребенок имеет право на беспрепятственное общение со своими близкими родственниками: бабушками, дедушками, сестрами и братьями. Причем в том случае, если родители препятствуют этому общению, любой из родственников имеет полное право обратиться в суд, чтобы в судебном порядке разрешить данную конфликтную ситуацию. Суд может обязать родителей разрешить ребенку встречи с родственниками. Однако, самой собой разумеется, что подобные встречи возможны только в том случае, если общение с родственниками не угрожает здоровью ребенка и его душевному спокойствию.
Право на общение с родственниками ребенок сохраняет даже в экстремальных ситуациях, таких как арест, лечение и прочие. Что бы ни случилось, до тех пор, пока вашему ребенку не исполнится 18 лет, он имеет право на беспрепятственное общение со своими законными представителями – чаще всего родителями. Единственное, что может ограничивать подобное общение – это внутренний распорядок того учреждения, в котором на данный момент находится ребенок.
• Право на представительство его интересов
Особенности нашего современного общества таковы, что зачастую для того, чтобы права ребенка не были нарушены, необходимо прибегать к помощи суда. И любой ребенок имеет полное право на законного представителя в суде. Подобным законным представителем может быть один из родителей, либо опекун ребенка. В том же случае, если ребенок находится на попечительстве государства, либо его родители по каким – либо уважительным причинам не могут выступить законными представителями интересов ребенка, он будет предоставлен органами опеки и попечительства.
То же самое справедливо и по отношению к другим ситуациям, в которых ребенку необходим законный представитель. Так, например, ни в коем случае недопустимо проводить какие – либо допросы ребенка, либо его опрос в качестве свидетелей без присутствия законного представителя – это напрямую нарушает его права.
• Право на защиту своих интересов
Ребенок имеет полное право на защиту своих интересов и законных прав. На страже интересов ребенка стоят органы опеки и попечительства, прокуратура, суд. Однако новый закон о защите прав детей предоставляет возможность любому ребенку самостоятельно обратиться за помощью в органы опеки и попечительства, а после того, как ему исполнится 14 лет – в суд.
• Право на собственное мнение
Ребенок имеет полное право на выражение своего собственного мнение. Это касается в том числе и решения каких – либо семейных вопросов. Разумеется, окончательное слово останется за вами, однако ребенка выслушать все же стоит. И дело тут даже не в правах ребенка – уважая мнение ребенка, вы уважаете его самого. Тот ребенок, который чувствует, что его мнение уважают и с ним считаются, начинает гораздо серьезнее и обдуманнее относиться к своим словам и поступкам. Да и на самооценке ребенка уважение родителей сказывается самым благоприятным образом.
Кроме того, мнение ребенка может быть заслушано в ходе административного или судебного разбирательства, разумеется, в присутствии законного представителя. Более того, мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, учитывается в суде. И более того, существует целый ряд решений, которые не принимаются без согласия ребенка. К таким процедурам относятся: изменение имени, фамилии ребенка, восстановление в родительских правах или усыновление, определение места проживания ребенка и прочее.
• Право на получение медицинской помощи
Все дети, рожденные в Российской Федерации, имеют право на получение бесплатной медицинской помощи, в рамках обязательного медицинского страхования. Каждый новорожденный ребенок должен получить полис обязательного медицинского страхования. Обратиться в соответствующие органы за его получением должны родители или иной законный представитель ребенка.
Однако неотложная медицинская помощь детям оказывается даже в том случае, если он по каким – либо причинам не имеет полиса обязательного медицинского страхования. В том случае, если врач отказывается принимать больного ребенка без медицинского полиса необходимо немедленно обратиться к главному врачу лечебного учреждения.
• Право на получение образования
Любой ребенок в Российской Федерации имеет право на бесплатное образование. Ребенок имеет право на посещение детского дошкольного общеобразовательного учреждения, проще говоря, детского сада, а в последующем и школы. И если посещение детского сада в нашей стране не является обязательным, то получение общего среднего образования строго обязательно для всех детей просто необходимо.
• Право на первоочередное получение всех видов помощи
Дети являются самыми уязвимой и незащищенной частью населения. Поэтому при любых нестандартных экстренных ситуациях: при несчастных случаях, при стихийных бедствиях, в экстремальных ситуациях, в тяжелых жизненных ситуациях ребенку помощь оказывается прежде всего, а уж потом всем остальным.
Имущественные права ребенка
Государство неусыпно стоит на страже имущественных интересов ребенка. Ребенок обладает такими же имущественными правами, как и взрослый человек:
• Право на материальное содержание
Ребенок в силу своего возраста еще не в состоянии обеспечивать себя сам. Именно поэтому ребенок имеет право на получение материального содержания от своих родителей или опекунов. Размер прожиточного минимума на ребенка в каждом регионе Российской Федерации устанавливается индивидуально. Однако, само собой разумеется, что родители, любящие своего ребенка, вряд ли будут оглядываться на какие-то общепринятые цифры.
Также ребенок имеет право на положенную ему помощь от государства: ежемесячные выплаты детских пособий, единовременные выплаты в момент рождения. Кроме того, любой ребенок, попавший в сложную жизненную ситуацию, имеет полное право на материальную помощь от государства. Для этого его законные представители должны обратиться в местные органы социальной защиты с соответствующим заявлением. Образец заявления и список документов и справок, которые необходимо приложить, вы можете получить также в органах социальной защиты.
• Право на получение пенсий, алиментов и прочих причитающихся выплат
Разумеется, в данном контексте «право на получение» не подразумевает самостоятельного распоряжения деньгами. Однако деньги, полученные в результате причитающихся ребенку выплат, должны быть потрачены на:
1. Одежду и обувь для ребенка.
2. Продукты для детского питания.
3. Покупку канцелярских принадлежностей и товаров, необходимых для детского сада или школы.
4. На игрушки и книги для ребенка.
5. На обучение ребенка.
6. На оздоровление и отдых ребенка.
К подобным выплатам относятся детские пособия, алименты, пенсии по инвалидности и утрате кормильца. В том случае, если органам опеки и попечительства станет известно, что эти денежные средства расходуются не на нужды ребенка, они могут запретить родителям или опекунам пользоваться данными деньгами, и они будут оставаться на личном счете ребенка вплоть до его совершеннолетия.
• Право на собственные доходы
В том случае, если ребенок является совладельцем какого – либо бизнеса и предприятия родителей, либо квартиры, сдаваемой внаем, он имеет право на часть получаемого дохода. Разумеется, что распоряжаться этими деньгами до совершеннолетия ребенка будет его законный представитель.
• Право на собственное имущество
Несовершеннолетний ребенок имеет право на все имущество, получаемое им в дар или по наследству, либо же приобретающееся на его деньги. Для того чтобы распоряжаться этим имуществом: продать или обменять, законные представители ребенка должны получить разрешение от органов опеки и попечительства. Прежде чем принять решение, представитель органов опеки и попечительства должен удостовериться, что интересы ребенка при этом не пострадают никоим образом.
Точно так же, как ребенок не имеет никаких прав, кроме как предусмотренных законом Российской Федерации, родители не имеют права на имущество своих детей. Конечно же, в жизни обычно бывает так, что проживающие совместно дети и родители пользуются этим имуществом, поэтому особо заострять внимание на данном аспекте не стоит.
В том же случае, если в силу определенных обстоятельств у родителей и детей, не проживающих вместе, возникают права на совместное имущество, то в вопросах пользования и распоряжения необходимо опираться на гражданское законодательство Российской Федерации. Если же разногласия путем переговоров устранить не получается, необходимо обратиться в суд.
Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за вас. О том, какими должны быть родители, в шутку, от имени детей, написал современный поэт Марк Шварц:
Если вы родители –
Ласкатели, хвалители.
Если вы родители –
Прощатели, любители.
Если разрешители,
Купители, дарители,
Тогда вы не родители,
А просто восхитители!
А если вы родители –
Ворчатели, сердители.
Если вы родители –
Ругатели, стыдители,
Гулять не отпускатели,
Собакозапретители,
То знаете, родители,
Вы просто – крокодители.
В воспитании существуют моменты, когда нельзя ругать и наказывать ребенка. Скажите, когда это нельзя делать?
• Когда ребенок болен;
• Во время приема пищи, после сна или перед сном, во время работы;
• Сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, плохая отметка);
• Когда ребенок не справляется с любым недостатком, прилагая искренние старания;
• Во всех случаях, когда что-либо не получается; когда внутренние мотивы поступка родителям непонятны;
• Когда сами родители устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам. Главное помнить, что дети учатся не столько на своих ошибках, сколько на своих успехах.
Уважаемые родители! Если бы мы сейчас на один миг стали детьми, то наверняка вспомнили бы, чего нам не хватало, и на что мы чаще всего обижались. И каждый ваш ребёнок, так же при общении с вами желает, что бы ему: не давали пустых обещаний, не придирались по пустякам, не читали нотаций, не выбирали друзей, а просто его любили.
Жизнь ребёнка (как думают некоторые родители)- продолжение и даже часть жизни родителей. Более того, жизнь детей — результат (по мнению родителей) жизни родителей. Дети – как аттестат, хорошо ли воспитывали или плохо; всем хочется иметь хороший аттестат. Родители хотят быть победителями, а ребёнок для них медаль, желательно золотая.
Одна мама произнесла потрясающую фразу: «Воспитывать ребёнка очень легко, необходимо лишь помнить, каким ты сам был в детстве, и еще — что он (ребёнок) другой, он не папа, не мама, не бабушка и не дедушка, он другой…» Как точно всё подмечено! В этой фразе ключ к воспитанию, пониманию и успеху одновременно. Помнить, что он другой,- это замечательно. Сделать ребёнка во всём похожим на вас невозможно, это не удавалось ещё никому. Чтобы не смотреть на ребёнка с чувством бессилия и разочарования, необходимо научиться смотреть на него как на другого человека со своими взглядами, не сгибаясь перед ним и не сгибая его. У вас нет превосходства над ним, вы не можете ни в чём сравняться, вы разные: он не вы и вы не он.
Нельзя пройти мимо жестокого отношения к детям. Как ни прискорбно, но факты остаются фактами: родители избивают детей, совершают насилие, это явно грубое, жестокое отношение к ребёнку. Но есть скрытое насилие, которое присутствует практически в каждой семье: «Будешь делать так, как я сказала…», «Я заставлю тебя подчиняться…», « Мал ещё иметь своё мнение …» и т.д. Насилие в словах, действиях, поступках взрослых давит, унижает, обижает, ломает. (потому что мал, потому что слаб, потому что так удобно). Взрослые калечат души детей сами шаг за шагом, планомерно и довольно удачно. Потом всё оборачивается против них же самих, и уже родители слышат: « Ты мне не указ…», « Замолчи, сам знаю…» А ведь услышать это от ребёнка не входило в планы родителей. Кто мог предположить, что всё могло так произойти, ведь плохого никто никому не желал?
Очень часто родители говорят: «Мы этому его не учили». Они не понимают, где ошибка. А всё дело в том, что дети – наше отражение в зеркале. Отражение наших поступков, наших деяний, наших высказываний. Очень часто взрослым не нравится это отражение, значит где-то была фальшь, неискренность. «Сын не судья своему отцу». Да, это так, но совесть отца в его детях. Если отец поступает дурно, это не может не отразиться на ребёнке. Ребёнок-это губка, впитывающая как положительное, так и отрицательное. » Если папе можно курить, почему мне нельзя?», « Если мама кричит на бабушку, почему мне нельзя?» И ещё мы взрослые, постоянно нетерпеливы: скорее, быстрее и так без конца – спешка, гонка, рывком, наскоком, то там, то здесь… Древние говорили о процессе воспитания: «Где не хватает терпения – надо постараться понять, где не хватает понимания – надо постараться вытерпеть!» В этих словах великая мудрость тысячелетий – ничего в спешке, ничего мимоходом. Трудно всё просчитать, трудно всё предугадать, трудно воспитывать.…Да, нелегко, но надо помнить, что воспитание ребёнка может быть гораздо легче, когда помнишь о том, каким ты сам был в детстве.
А теперь перейдём к обязанностям детей. «Помой посуду!», «Убери свои игрушки с пола!», «Подмети полы, я тебе говорю!»- постоянно нам приходится напоминать детям об их обязанностях. Мы говорим, убеждаем, потом срываемся на крик и, в конце концов, приходим к выводу, что проще сделать самому, чем тратить столько сил на убеждения, уговоры, упрёки. Как сделать так, чтобы ребёнок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому, и…делал это самостоятельно, без напоминаний, даже с удовольствием? Возможно ли такое? Возможно. Для этого нужно выстроить безупречно работающую систему, продумав цели, процесс и вознаграждение за результат. И, конечно же, набраться терпения, чтобы запустить этот механизм, сделав его работающим как часы.
Поговорим о целях. Что именно мы хотим получить от внедрения системы домашних обязанностей в наш обиход? Мы хотим, чтобы: дети помогали маме по дому; дети знали, где находятся их вещи; дети считали свои обязанности вкладом в семью; дети выполняли их самостоятельно; родители не тратили силы на уговоры; дети перестали себя чувствовать гостями в собственном доме, а родителей добрыми волшебниками, исполняющими любую их прихоть; родители вздохнули свободнее (особенно мамы), почувствовав, что часть пусть небольших, но рутинных дел теперь лежит на других членах семьи… Вы можете дописать этот список. Наша задача – максимально чётко представить себе: что получаем мы, родители, предлагая детям взять на себя ряд обязанностей; и что получают от нового образа жизни дети; То есть вы не просто хотите, чтобы дети имели ряд обязанностей, которые будут облегчать вам уход за домом, но и формируете у них умения, которые станут привычкой в будущем:
• Находить время на дела по дому;
• Помнить о том, что ты живёшь не в замкнутом пространстве, а с близкими людьми, которые не обязаны тебя обслуживать;
• Заботиться о других
• Находить пользу и даже удовольствие от рутинных дел, которые всё равно нужно выполнять;
• Планировать свои дела и т.д.
Ведь наша с вами родительская задача — максимально полно подготовить ребёнка к переходу во взрослую жизнь. За это ребёнок, когда вырастет, будет нам благодарен. Теперь приступаем к воплощению плана в жизнь. Нам предстоит окинуть пристальным взглядом весь дом, заглянув даже в самые тёмные и труднодоступные места, и составить список всех дел, необходимых для поддержания дома в чистом и уютном виде. Пишите всё.
Распределение обязанностей.
Мы, наконец, дошли до творческого этапа нашего победного шествия к безупречно работающей системе домашних обязанностей. Садимся все вместе. Вы берёте слово и объясняете горячо любимым людям, что с этого момента вы хотите пересмотреть те дела, которые делаются по дому. Вы уже не готовы тащить всё на себе. Как правило, дети и мужья мало представляют себе, насколько много мелких и больших, серьёзных и не очень дел нужно сделать, чтобы содержать дом в порядке. Поэтому берите список в руки и демонстрируйте. Вот сколько! После этого предложите детям и другим домочадцам выбрать те обязанности, которые они будут выполнять, и с удовольствием. Обратите внимание: не нужно никого принуждать. Вы просто ставите всех перед фактом. Теперь у них есть обязанности. И у них есть – именно сейчас – великолепная возможность выбрать дело по душе. Реплики «Я не хочу ничего делать» или «С какой стати!» не обсуждаются. При выборе обязанностей стоит отталкиваться от темперамента, ежедневных обязанностей вне дома, хобби и т.д.
В нашем с вами случае важно, чтобы у ребёнка сформировалась привычка не столько к деятельности, сколько к получению результата. А также к ответственности – наверное, самому важному навыку и пониманию, который предстоит постичь ребёнку. Пусть чистый подоконник, за который будет отвечать он, станет для него маленьким шагом на пути к приобретению этого ценного навыка.
Теперь снова берите ручку и расписывайте — кому и какие обязанности теперь нужно будет выполнять. Пунктов не должно быть много, где-то по 4-6. Когда они будут выполняться с лёгкостью и постоянством, можно будет предложить выбрать ещё по одному небольшому заданию. Не нагружайте сразу. Дайте почувствовать удовольствие от процесса и результата. Обычно на ежедневные обязанности у детей уходит в среднем от 30 минут до часа. Это время вполне можно найти. А если вы покажете, как это можно делать быстрее – в идеале он может дойти и своим умом, — то у ребёнка будут уходить на выполнение считанные минуты, чему и он, и вы будете только рады.
Напишите список для всех членов семьи. Всё повесьте на видное место, чтобы на ваш вопрос: «Какие у вас сегодня обязанности»? дети могли подойти и посмотреть, если забыли. Вывешенные на видное место списки играют и дополнительную роль. Они делают ваши обязанности – и родителей и детей – прозрачными. Каждый знает не только то, за что отвечает сам, но и за что отвечает другой. Например, папа или мама. Будьте готовы к тому, что вам придётся делать всё вовремя. Вы же хотите воспитать в детях самодисциплину? Так начните с себя. Чтобы у ребёнка не было повода упрекнуть вас в недобросовестности, в невыполнении договора. Даже если вы решили поручить 12-летнему сыну стирку белья в машине-автомате, объясните предварительно: как сортировать бельё, зачем выворачивать вещи наизнанку, какие кнопки отвечают за стирку, а какие за отжим. Даже если он много раз видел эти манипуляции в вашем исполнении, пройдите с ним все шаги заново, чтобы потом не отчитывать ребёнка за то, что сами не догадались объяснить.
Каждому «спасибо» — своё место и время. Обязательно хвалите, награждайте своим вниманием, отмечайте, насколько это важно лично для вас, как много времени и сил помогают экономить дела, которые дети взяли на себя. Особенно на начальном этапе! Взрослые часто говорят: «Зачем же я буду хвалить? Ведь меня никто не хвалит за то, что я ежедневно готовлю на всех завтрак, обед и ужин. Да и за чистую посуду никто «спасибо не говорит…» Не говорит – значит, не приучили. Благодарность, как и любой другой навык, можно сформировать. Говорите «спасибо» своим детям за их труд, за быстрое исполнение обязанностей. Но говорите, если этот труд действительно помог вам и вашей семье. «Спасибо» или любая другая благодарность, похвала имеет великую силу. Но тогда, когда звучит к месту и ко времени. Когда вы показываете, что на самом деле оценили помощь. Что есть результат, который очень всем нужен.
Приготовьтесь к тому, что первые две недели вам понадобиться напоминать ребёнку о том, что именно эти обязанности он взял на себя. Не пропускайте ни одного дня. Следите больше не за ребёнком, а за собой. Ваша задача – помочь ему создать привычку, как чистить зубы по утрам или заправлять постель. Вашим девизом должно стать «Сначала обязанности по дому, а потом всё остальное!» Пусть дети приучаются, что свои дела следуют после необходимых по дому дел. Разумеется, могут быть исключения. Не стоит вводить террор и репрессии. Если сегодня ребёнок пришёл из школы уставшим и хочет выспаться, стоит пойти ему навстречу. Но он должен помнить, что его обязанности из-за этого никто отменять не будет. Они останутся при нём. И должны быть выполнены в ближайшее время. Разве мама уйдёт в гости, не позаботившись предварительно о том, что будут есть в её отсутствие дети? Разве она не начнёт мыть посуду, если все тарелки грязные и просто-напросто есть не из чего? Это её обязанности и желание сделать что-то нужное и важное для своих близких. Также и дети. «Что сегодня сделал для дома ты? Я сделала это, вот это и вон то. А ты что?» Пусть ребёнок привыкает, что он точно такой же член семьи со своими правами и обязанностями. Что он точно также вносит свой вклад в общий уклад жизни. Что от него зависит многое. И это многое он может дать, получив свою порцию благодарности и ощущение нужности. Семья – это общий дом, а не место, в котором родители выполняют роль обслуживающего персонала. Не лишним будет периодически проводить семейные опросы. Вам нужно знать наверняка, что думают по поводу ваших преобразований ваши домочадцы. Спрашивайте: устраивает ли их то, что сейчас происходит, как они к этому относятся. Что от всего этого получает каждый член семьи. Справедливо ли всё это? В противном случае вы можете не увидеть малейшего недовольства детей, а потом может возникнуть взрывоопасная ситуация, дети взбунтуются и потребуют прекратить это «издевательство». Объясните всем: вы создаёте эту систему не только для себя, но и для всей семьи. Наверное, самое неприятное в ведении любой деятельности — это завалы. И научить разгребать их – а ещё лучше не создавать – ваша святая обязанность. Посмотрите на свои документы, вещи, мелочи, которые скапливаются в одном месте и лежат неподъёмной грудой, которую всё никак «руки не доходят» разобрать. У детей то же самое. По прошествии двух недель вы заметите, что намеченные обязанности выполняются детьми довольно исправно. Но есть дела, которые ни в какую не хотят «делаться». Это значит, что вам нужно пересмотреть некоторые обязанности. Можно разбить их на части. Так, учитывая права детей и напоминая им о своих обязанностях, можно прийти к равновесию между правами и обязанностями.
Давайте прислушаемся к словам В.Г.Белинского: «На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, членами государства. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…».
Подводя итоги, стоит заметить, что права и обязанности родителей не являются ни привилегиями, ни обузой для тех мам и пап, которые по-настоящему любят своих детей и заботятся о них. Ведь ни одни правила, регламентирующие права и обязанности родителей, не могут заставить взрослых делать главное – любить своих детей! И в память о нашей встрече по правам и обязанностям родителей, примите, пожалуйста вот эти буклеты.
ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ
1. На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений.
2. На прием детей в МОУООШ в соответствии с Уставом школы.
3. На ознакомление с Уставом школы.
4. На участие в управлении школой, в которой обучаются их дети.
5. На ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей.
6. На перевод ребенка, получившего образование в семье, для продолжения образования в образовательное учреждение при положительной аттестации.
7. При возникновении спорных вопросов обсуждать их с учителями или администрацией школы и обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.
8. Обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, несовместимое с их убеждениями.
9. Проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на посещение родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку.
10. Требовать соблюдения прав ребенка.
11. На полную информацию об учебном процессе.
12. На дополнительную встречу с учителем (после уроков), если родитель считает, что на то есть основания.
13. Высказывать обоснованную критику в адрес школы на родительских собраниях, а также при встрече с директором школы в корректной форме.
14. На своевременную информацию о родительских собраниях и встречах родительской общественности с директором школы.
15. В случае конфликта между родителем и учителем, между учителем и учащимся, а также в случае конфликта между самими учащимися на перевод ребенка с согласия администрации в другой класс.
16. Оказывать материальную помощь образовательному учреждению, предусмотренным Уставом школы об использовании средств.
17. Право обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.
ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психологическому здоровью, нравственному развитию, воспитывать детей, исключая пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию.
2. Обеспечивать детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом образовательном учреждении.
3. Следить за внешним видом, поведением своих детей.
4. Обеспечивать ребенка всем необходимым для посещения школы (канцелярские принадлежности, спортивная форма, дополнительные учебные пособия).
5. Контролировать посещаемость уроков, выполнение домашних заданий и результаты учебного процесса.
6. Выполнять Устав образовательного учреждения.
7. Обеспечивать базу в меру своих способностей и финансовых возможностей для всестороннего развития ребенка (на посещение театров, музеев, выставок и т.д.).
8. Регулярно посещать родительские собрания, посещать школу по вызову классного руководителя или администрации.
9. Отпускать ребенка на внеклассные школьные мероприятия, если ребенок здоров и сам того желает.
10. Соблюдать внутренний распорядок школы (забирать ребенка только после окончания урока, не отвлекать учителя вопросами во время урока).
11. В случае причиненного ущерба имуществу школы родители обязаны возместить его.
12. В случае академической задолженности у обучающегося ответственность за ликвидацию возлагается на родителей.