Размер шрифта: А А А

Цвет сайта:

Изображения: Вкл. Выкл.

Версия для слабовидящих Обычная версия

355003, г. Ставрополь, ул. Мира, 365

Адаптация учащихся при переходе в среднее звено

В настоящее время переход в среднее звено совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития, что создает благоприятные условия для адаптации школьника к обучению в средних классах.

Как показывает практика, большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Они гордятся тем, что “уже не маленькие”. Кроме того, определенная часть детей осознает такой переход как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся или не устраивающие школьника отношения с педагогами.

С другой стороны, переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Резкие изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими, или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снижаться работоспособность, повышаться неорганизованность. Они могут стать забывчивыми, иногда нарушается сон, аппетит… Исследовательские данные свидетельствуют о том, что подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80 % школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер. В начале пятого класса в поведении детей можно наблюдать многие негативные проявления:

1. Снижение интереса к учебе.

Ребенок не хочет идти в школу, его трудно усадить за уроки. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки.

2. Снижение успеваемости.

Дети допускают ошибки даже в тех случаях, которые были хорошо отработаны ранее. Теряются умения и навыки, приобретенные в начальной школе: хуже становится техника чтения, пересказы даются с трудом, ухудшаются вычислительные навыки и т.д. Многие пятиклассники начинают хуже запоминать материал урока.

3. Напряженные отношения между детьми.

Еще вчера дружный класс становится просто группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры.

4. Повышенная тревожность.

5. Непредсказуемые реакции.

С этим явлением постоянно сталкиваются родители и учителя.

6. Отстранение от взрослых.

Очень опасный фактор, который нужно не проглядеть. Часто свои трудности дети плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями с родителями. У родителей создается впечатление полного благополучия. Очень важно мамам и папам уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь.

Давайте разберемся, какие факторы делают процесс адаптации пятиклассников таким непростым.

1. Смена учителя.

В начальных классах учитель – это вторая мама для детей. Отношения между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных отношений. Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой учительницей. И вдруг им предлагают «сменить маму».

2. Много учителей.

Появляется множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся, никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим. Трудности у пятиклассников могут вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

3. Новые предметы.

Если раньше ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится готовиться к 4-5. На первых порах появление новых предметов и новых учителей вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: «Ну, как тебе в школе?» они часто отвечают: «Хорошо, интересно, здорово!» Успокоенные взрослые перестают волноваться слишком рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут только месяца через два, а иногда и позже.

4. Новые требования.

Что же может затруднять адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку — с одной, а по иностранному языку — нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.

Количество таких “мелочей”, противоречивость требований нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований, и если он научится учитывать эти разные требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

5. Отсутствие постоянного кабинета.

Взрослым может показаться, что никаких трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете проходит урок. Такое мнение возникает из-за незнания психологии детей. На самом деле отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания большого количества вещей с места на место вызывает у школьников чувство дискомфорта.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, но при этом достаточно четкий режим, сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

Рекомендации родителям пятиклассников

1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение, не ограничивайтесь фразами; «Что получил?», «Как дела?», расспрашивайте о настроении, проявляйте эмоциональную чувствительность, делитесь чувствами.

2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже незначительные успехи и достижения.

3. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий.

4. Не запугивайте ребенка. Страх притупляет деятельность ребенка.

5. Принимайте участие в жизни класса и школы.

6. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики.

7. Выработайте памятку по выполнению домашнего задания.

8. Если ребенок просит о помощи в подготовке домашнего задания, не отказывайте ему. Но не выполняйте за ребенка, просто оказывайте поддержку.

9. Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником. Создавайте у ребенка позитивное отношение к школе.

10. Успех или неуспех влияет на мотивацию учения, поэтому особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, неудачам, промахам.

Ведь это толчок к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать лучше, сильнее, опытнее.

11. Не принуждайте детей работать на «оценку», так как это все больше провоцирует школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.

12. Контролируйте ребенка, делая ему замечания, ругая его, объясните: «за что…».

13. Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.

14. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом. Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.

15. Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.

Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.

X

я принимаю условия политики конфиденциальности

Отправить